Публичный доклад за I полугодие 2008-2009 учебного года
03.02.2009, 09:26
Публичный
доклад
МОУ ДПО (ПК) С
Частинского информационно-методического центра
за I
полугодие 2008/2009 учебного года
В современном
информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные
процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные
технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы
деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального
процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию
информатизации образования, которая является одним из важнейших условий
реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как
именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не
только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит
самим жить и работать в этой новой среде.
В Частинском
районе продолжает свою деятельность МОУ ДПО (повышение квалификации)
специалистов «Частинский информационно-методический центр». Центр ведет свою
работу на основании лицензии Департамента образования Пермского края №192832,
дата выдачи 28 марта 2006 года.
Целью работы ИМЦявляется продолжениесистемноговнедрения и активного использования информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) в работе учебных заведений.Для достижения цели решались следующие задачи:
-организация учебно-методической работы в
области использования ИКТ в образовательном процессе;
-проведение образовательных мероприятий по
обменуинновационного педагогического опыта;
- проведение
форумов по приоритетным направлениям процесса информатизации;
- проведение
интернет-совещаний с руководителями ОУ;
-
создание муниципальнойколлекции ЦОР;
-
проведение мониторинга по показателям результативности;
-
расширение возможностей в получении дистанционного образования как для
учащихся, так и для педагогов;
-обеспечение
технической и аппаратно–программной поддержки средств ИКТ в образовательных
мероприятиях;
-организация
профильной и предпрофильной подготовки учащихся ОУ района;
-
оказание консультационной помощи по выполнению целевого показателя –
обеспечение скорости к сети Интернет не менее 256 К/байт в ОУ;
- продолжение информационного обеспечения всех субъектов не
только системы образования, но исоциальной сферы района.
Информатизация является важнейшим механизмом
реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества,
доступности и эффективности образования.
На Iполугодие
2008-2009 учебного года муниципальная информационная образовательнаясистема в Частинском районе – это:
-100% подключение общеобразовательных
учреждений района к высокоскоростному Интернету;
Процент
подключения в нашем районе высокий, что дает большую возможность использования
Интернет в образовательной деятельности учреждений.
Более
75% школ имеютмультимедийные проекторы
31%школ имеютинтерактивныедоски, но коэффициент использования очень низок.Процесс компьютеризация
в ОУ Частинского района можно оценить
достаточным и использовать техникуэффективно для решениязадач
информатизации образовательного процесса и повышения качества.
Из 28 ОУ районасобственные
сайты имеют 22 учреждения, что
составляет 78 % ОУ, из них имеютсобственныесайты все школы, 3 учреждения дополнительного образования из 4 и 2 дошкольных образовательных учреждения из
шести. Приступил к реализации данной задачи Пихтовский детский сад.
С 2008 года учителя РМО
естественных наук познают основы сайтостроения, 7 учителейработают по созданию и обновления своих сайтов. Для других РМО это направление
является перспективным.
В муниципальной информационной
образовательной системе Частинского района веденэлектронныйдокументооборот:
- 100% общеобразовательных учреждений района имеют электронную почту;
- все школы получили и установили стандартный(базовый) пакет программного обеспечения илицензионные программы.
-в целях компьютерной безопасности во всех школах
установлено антивирусное программное обеспечение.
Эти мероприятияпроведеныс целью обеспечения школ
лицензионным программнымобеспечением,
что снимает проблемыпри проверке
прокуратурыи способствует воспитанию
правовой культуры.
Эффективность
использования ИКТ.
Однако компьютерная техника –
всего лишь «железо». Сегодня у нас другая задача - максимально эффективное
использование, направленное на решение стратегической цели модернизации
образования – повышение его качества.
Анализируя эффективность
использования ИКТ, можно уверенно сказать, что в Частинском районе накапливается опыт обеспечения управления
образованием на основе информационных технологий.
Свидетельством эффективности использования ИКТ
в образовании является создание
функционирующего сайта каждым ОУ.
Основная идея - обеспечить максимальную
доступность в работе (наполнение, изменение) сайта при сохранении его
эффективности и работоспособности. Важным элементов в данном направлении
является и тот факт, что работа с сайтом может осуществляться любым участником
системы образования района, владеющим
ИКТ. Систематически обновляют сайты Частинская,
Бабкинская, Шабуровская, В-Рождественская, Ельшатская начальная школы. Но
особенно хотим сказать слова благодарности за высокий профессионализм руководителю
и учителю В-Рождественской школыВ.В.Крыловой, Ел. Ал. Новиковой.
На каждом школьном сайте есть элементы
интерактивности – система регистрации, форум, гостевая книга. И хотелось бы,
чтобы этисистемы использовались более
активно.Нужно привлекать на форумобучающихся, родителей, педагогов школы
длядискуссии, обсуждения и решения проблем. Не плохо работаютфорумы Частинской и В-Рождественской школ, остальные
школы пытаются работать, но не хватает активности и знаний.
Время требует, чтобы на школьных
сайтах посетители не только воспринимали
предложенный материал, но и проявляли активность- добавляя к сетевому контенту
свои статьи, фотографии, аудио и видео записи, оставляли свои
комментарии. Работас педагогами по этому
направлению уже ведется.
На сайте Частинского КМСсвоиметодические разработкиразмещают
учителя района. На заседаниях РМО учителей географии специалисты ИМЦпроводили обучение, как работать на форуме сайта Частинского КМС.
Таким образом, проблема интерактивности сайтов в Частинском районе актуальна на
сегодняшний день и требует активизации работы.
Одним из критериев оценки
деятельности педагога является активное включение им в живую
«ткань» образования информационных технологий. Современный педагог, вне зависимости
от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества
информационно-коммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть
способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на
практике.
Количество
учителей, прошедших курсы повышения
квалификации по теме «Базовая ИКТ-подготовка»,составляет 87 % от общего количества педагогов. В своей
профессиональной деятельности используют компьютеры72% педагогов, 15% педагогов используют собственную электронную
почту. У многих учителейне достаточно знанийи навыков, которые они получили на курсах
«Базовая ИКТ - подготовка», поэтому мы предлагаем вычленить проблемы ивыйти в ИМЦ с предложениями.
Профильное обучение. Профильная
подготовка учащихся на старшей ступени школы является одним из условий
модернизации системы общего образования в России. Каждый старшеклассник, вне
зависимости от того, учится ли он в гимназии или «обычной» школе, живет ли в
городе или в сельской местности, должен получить доступ к качественному
современному образованию и возможность изучать на профильном уровне любые
предметы, которые ему нравятся и необходимы. Используя возможности проекта
НФПКи НП «Телешкола» «Обучение с
использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном
уровне» 62 учащихсясредних школ района,
что составляет 50 %, изучают на профильном уровне13 предметов. За прошедший учебный год
62%школьников получили сертификаты НП
«Телешкола» за обучение на профильном
уровне. Сетевыми педагогами работает 7 учителей из наших школ района, 4
человека награждены грамотами за активное и плодотворное участие в реализации
проекта.
Одно из главных преимуществ
профильного обучения – возможностьучитывать интересы, склонности и способностиучащихся, создавая условиядля обучения старшеклассников.Педагоги,принимающиеучастие в проекте, получили
возможность повысить свою квалификацию по профильному обучению.
Условия дляпрофильного обучения в нашем районе созданы.
Познавательные конкурсы
Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию
индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности,
формированию информационной культуры, готовности к использованию средств
вычислительной техники.
Участиеоченьпоучительнои полезнодля детей. У учеников появляется интерес,
мотивация к обучению и стремление узнать больше нового.
Педагоги совместно с учащимися участвуют вдистанционных турнирах. Большой интереспроявляютучащиеся начальных классов, которые показывают хорошие знанияпо предметами проявляют творчество в
выполнении задании. В 2008 году первый разбыл проведенконкурс для учеников
5-6 классов «Моя малая родина».По
количеству работ и призовых мест лучшими были учащиеся Ножовской СОШ. Увеличивается
количество команд среди участников 7-9 классов. Турнир был направлен на развитие и реализацию
творческих способностей учащихся в технологии создания презентаций, работы в
текстовом редакторе и Internet,
решал задачи патриотического воспитания
школьников, формирования их активной гражданской позиции, привлечения внимания
к ценностям здоровой семьи,формирование
информационной культуры.
В этом году участниками
дистанционных турниров хотим видеть учащихся Ерзовской, Змеевской, Мельничной школ и
малокомплектных школ Западнинской, Ельшатской, Шлыковской.
Учителя района используют и новые способы популяризации своего педагогического опыта
средствами Интернета - участие во всевозможных форумах, конференциях,
конкурсах и фестивалях.
Активное участие педагоги
района принимали в Региональном августовском Интернет-педсовете, знакомились с
материалами, задавали вопросы. Самыми активными были педагоги В-Рождественской
ООШ, Шабуровской СОШ, Частинской СОШ.
Пожалуй, в районе не осталось педагогов, не понимающих,
что урок с применением современных педагогических и информационных технологий –
это качественно новый тип урока. Ежегодно учителя района принимают участие в
муниципальном конкурсе «Урок с использованием ИКТ». За три года в конкурсе
принялиактивное участие учителя
Частинской, Ножовской, Меркушинской и Мельничной школ.
Цифровые образовательные ресурсы
Учить и
учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня
можно с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения. Для
ученика это существенное расширение возможности самостоятельной работы:
заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент. Развиваются
также способности к стратегическому планированию, осваиваются
наглядно-действенные операции мышления. Компьютер позволяет полностью
устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех и
позволяет усилить мотивацию обучения ребенка.
Учителя творчески подходят к
проведению уроков, создают и используют собственные цифровые образовательные
ресурсы. Общее количестворазработанныхцифровых образовательных ресурсов учителями
составляет- 343. Основной массой этих
разработокявляются презентации.В перспективе должны появиться электронные учебники, задачникитренажеры, тесты и т.д. В феврале начинаются
курсы по теме « Тестовые технологии».
Реализация Комплексного проекта модернизации
образования, который реализуется как
проект проектов, когда в заданных на федеральном уровне рамках, каждый регион,
муниципалитет, учреждение, педагог могут на своем уровне в проектном
режиме участвовать в модернизации системы образования. У каждого есть реальная
возможность внести вклад в определение будущего развития образования России.
Общие перспективы определены в направлении компетентностного подхода, исходя из
которого должны произойти изменения в требованиях к содержанию
и условиям организации образовательного процесса. Это, в свою
очередь, влечет за собой изменения в понимании результатов образования и
способов их оценивания.
В рамках КПМО в каждом
учреждении:
-созданы и начали работууправляющие советы,
-образовательные учреждения подготовили к
реализации проекта собственного оператора в системе электронного мониторинга;
-созданы и регулярно обновляются сайты;
-все учреждения не только школы, но учреждения
дополнительного и дошкольного образования имеют опубликованныйпубличный отчет об образовательной и
финансово-хозяйственной деятельности.;
-100% выпускников 9-х классов проходят
государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике по новой
форме (федеральной модели);
-все учреждения перешли на
финансово-хозяйственную самостоятельность;
-осуществлен переход на финансирование по
нормативу;
-по всем направлениям КПМО для управленческой
команды ОУ проведена переподготовка.
Благодаря совместной работе управления образования, информационно