Четверг, 25.04.2024, 06:40
МБУ ИМЦО
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Вчера,Сегодня,Завтра Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

Видео

Полезные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Отчет РМО


Детская речь как предмет наблюдения

(исторический экскурс)

   Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора Кинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь  является фундаментом формирования личности ребенка.

   Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».

  Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящих из различных упражнений для выработки ясности, четкости и связности речи.

   Швейцарский педагог И. Г.Песталоцци писал: «Даже величайшая тонкость слуха в различении звуков и величайшее  искусство подражания им не развивает ребенка в собственно  человеческом смысле, это делает обучение родному языку». Ценным для нашего времени остается совет Песталоцци развивать речь ребенка через его наблюдения за самим собой, за своим телом.     

   В 19 веке интерес к детской речи усиливается – ее исследуют, изучают, описывают не только ученые, но и известные писатели.

   Создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», - утверждал  К.Д.Ушинский.

   К. И. Чуковский журналист, переводчик, детский поэт и писатель,-  еще в конце 19 века начал собирать детские слова. Первый вариант известной книги «От двух до пяти» вышел в 1928 году под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Книга совершенствовалась, дополнялась, изменялась автором  и  переиздавалась при его жизни 20 раз. Написанная увлекательно, ярко, весело и доступно, эта книга никогда не была просто сборником забавных детских высказываний, а являлась ценным материалом для исследователей – педагогов, психологов. На основании собранного фактического материала  автор утверждает, что все дети «лингвистически гениальны». «Гениальность» проявляется в том, что уже в двухлетнем возрасте ребенок производит классификацию окончаний, приставок, суффиксов, и в той угадке, с которой он при создании нового слова выбирает для подражания необходимый ему образец. Само подражание является здесь творческим актом.

   Анализируя факты детского словотворчества и формотворчества, К. И. Чуковский предвосхитил открытие, сделанное учеными значительно позже: язык имеет двухступенчатое «устройство» - систему и норму. Система – это действие общих глубинных закономерностей, а норма – действие конкретно – исторических веяний.

   К. И.Чуковский на основе собранного материала пришел к выводу: детские слово и формообразования обнаруживают огромные незадействованные ресурсы языка (система языка уже освоена, а норма еще не известна).

 Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.

Из материалов журнала "Школьный  логопед"


Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Л.В. Тулякова, учитель - логопед высшей кв.категории ЧСОШ

Заикание — нарушение плавности речи, сопровождаемое запинками, внезапными остановками в речи, повторениями и растяжениями слогов и звуков. Оно объясняется мышеч­ным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голосообразования). Говоря­щий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления фразовой речи, когда запинки отмечают­ся у большинства детей и являются естественными. В этом возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные зву­ки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: а, ну, вот и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, по­является основание для беспокойства. Такие запинки не прой­дут сами по себе, особенно в том случае, когда ребенок стара­ется их скрыть.

Чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благо­приятнее прогноз, поэтому не следует откладывать визит к логопеду и неврологу.

Меры для восстановления нарушенной плавности речи оп­ределяются в зависимости от времени возникновения заика­ния. Если оно наблюдается не более 2 мес., то считается ини­циальным (начальным), если больше — закрепившимся.


Некоторые общие рекомендации

1.   Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, коротки­
ми предложениями без лишней эмоциональности, употреб­ляйте простые слова.

2.   Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани
истерики или плачет. Сначала надо любым способом его успо­коить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.

3.  Не нужно просить ребенка рассказывать о своих стра­хах, если он этого не хочет. Родители должны показать, что им известны его тревоги, и постараться успокоить тем, что они рядом и от всего защитят.

4. Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.

5.    Попытайтесь конструктивно решать возникающие про­блемы. Вот несколько примеров:

— вместо «Кончай возиться с конструктором!» скажите спо­койно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь позже»:

подскажите:«Будь ласковым, собаки это любят», а не одергивайте: «Не смей обижать собаку!»;

вместо «Ешь быстрее!», лучше сказать: «Давай посчита­ем, сколько ложек ты сможешь съесть».

6. С уважением относитесь к ребенку, внимательно слу­шайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.


Технология помощи (в том числе экстренной) детям-подросткам, склонным к суицидальному и аддиктивному поведению

Скачать ...

Развитие эмоциональной сферы учащихся

 

Цель:

Познакомить вас с новыми направлениями в деятельности Образовательного Учреждения, которые непосредственно отражаются на качестве образования.

 

Новое современное качество образования – какой бы смысл мы ни вкладывали в это понятие, в итоге мы все - равно говорим об успешности человека в жизни.

 

Благодаря же последним исследованиям и открытиям в области нейрофизиологии, (т.е. физиологии мозга в связи с особенностями работы левого и правого полушария) и в области психологии мы должны пересматривать значение факторов, влияющих на ту самую успешность.

 

Если я назову аббревиатуру IQ, то все вы вспомните, что она значит коэффициент интеллекта, понятие введено в начале ХХ века французским психологом Альфредом Бине специально для  прогнозирования будущей успешности человека: чем выше IQ, тем вероятнее будущая успешность.

 

Во второй половине ХХ века в психологию вошло новое понятие под аббревиатурой  EQ (И Кью), где первое слово – имоушн – эмоциональный интеллект.

 

Соотношение влияния этих двух коэффициентов на успешность вы видите на слайде (обратить внимание на EQ – 85%.) Уже доказан и бесспорен тот факт, что только человек с развитым EQ способен оптимально использовать свой логический интеллект, а возраст, лучший для формирования EQ (эмоциональной компетентности) это детство (дошкольники и школьники) и подростковый возраст. Каждое Образовательное Учреждение должно взять на себя функцию развития EQ для этого разрабатывать и внедрять программу «Эмоциональной азбуки».

 

С 2007-2008 учебного года работать над эмоциональной компетентностью в том понимании, которое вы видите на слайде, нам помогает программа Светланы Владимировны Крюковой, практического педагога – психолога города Москвы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Но программа «Эмоциональной азбуки» шире, чем данная программа.

 

 Цель – воспитание коммуникабельного ученика через развитие его эмоциональной сферы.

 

 Основные задачи:

- апробировать формы и методы формирования эмоциональной компетентности;

- внести изменения в подходы к организации урока и внеурочной деятельности с позиции работы над эмоциональной компетентностью учащихся.

 

За год мы добились следующих результатов:

-  учителями изучена литература, накапливается материал по теме;

-  по данной теме проведено ШМО и РМО, где было дано по 2 мастер -  класса  учителями и психологом ЧСОШ;

-  в 1,3,4 классах реализована программа по развитию эмоциональной компетентности;

-  положительная динамика развития умения определять эмоции и чувства у себя и других за год составила около 55%;

- было проведено общее родительское собрание, собрание родителей в первых классах, в 4-ом классе, где затрагивалась данная тема;

- у трех учителей (Юдиной Т.И., Белоусовой Н.Н. и Кудымовой Е.В.) эта тема стала методической.

 

Да, мы только в начале пути, но главное – что эта деятельность нравится учащимся и педагогам.

 

Актуальность работы по формированию EQ подтверждается фактом существования краевой целевой программы «Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы, в рамках которой реализуется краевой проект «Внедрение восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних. Одна из главных идей которого – создание службы примирения для разрешения конфликтов в системе «ученик – ученик» . А конфликт, как вы понимаете – результат не сформированной коммуникативной и эмоциональной компетентности.

 

К созданию службы примирения есть три подхода:

·        Профилактический;

·         Сервисный;

·        Воспитательно-педагогический, являющийся главным, так как в службу примирения ЧСОШ входят сами учащиеся.

 

ЕЕ цель – воспитание и развитие учащихся, занимающихся примирением, как коллективно – значимой деятельностью, так как практика показывает, что работать в службу идут дети, которые сами прошли через восстановительные технологии.

 

В нашей школе служба работает с 2005 года: первый состав – 4учащихся 8-10 классов; второй состав- 5 учащихся 9 – 11 классов; третий состав 5учащихся 8-11 классов.

 

Результат:

2005-2006 год – проведено шесть предварительных и примирительных встреч; 2006-2007 год – 8 встреч; 2007 – 2008 год – 16 встреч, всего 30 заседаний по восстановительным технологиям. Конфликтующие стороны представлены учащимися 6,7,8 классов.

 

Первая предварительная встреча построена на отработке (освобождении) чувств конфликтующих сторон, следовательно, чем выше EQ у учащихся, тем меньше будет работы у службы примирения или разрешение конфликтов будет процедурой менее болезненной.

Сегодня мы попытаемся показать вам через мастер класс социального педагога школы Гречко Е.В. и классный час педагога, работающего с учащимися, обучающимися по специальной (корррекционой)  программе 8 го вида Кудымовой Е.В. практическую реализацию всех самых важных моментов моего выступления.

 

А на диске вы найдете программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая может стать отправной точкой в создании «Эмоциональной азбуки».

 

Я полностью согласна: «Все гениальное необычайно просто, только понять это необычайно трудно»

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья

Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz