Понедельник, 16.09.2019, 19:31
МБУ ИМЦО
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

Видео

Полезные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2009 » Сентябрь » 18 » Портфолио школьного библиотекаря
12:19
Портфолио школьного библиотекаря
Портфолио школьного библиотекаря
Методические рекомендации по составлению
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Концепция библиотечного портфолио
Типы портфолио
Виды портфолио
Методика формирования портфолио
Организация и оформление портфолио
Приложения
1. Составление резюме
2. Лист самооценки профессиональной деятельности школьного библиотекаря
3. Тест «Информационная культура специалиста»
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Настало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение.
При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.
С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте [1].
Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня [3].
Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
• разработать концепцию библиотечного портфолио;
• определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость;
• представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике;
• разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио;
• представить варианты организации и оформления портфолио.
КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО
Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше [4]. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи:
• проанализировать и обобщить свою работу;
• связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
• отразить динамику профессионального развития;
• представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио:
• диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
• содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
• развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
• мотивационная – поощряет результаты деятельности;
• рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения [6].
Практическая значимость портфолио:
• аттестация в будущем;
• лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
• систематизация деятельности библиотекаря;
• фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Модели портфолио
Модель Цель создания
Портфель достижений
(для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности
Портфель-самооценка
(для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах
профессиональной деятельности
Портфель-отчёт
(для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности
Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
• дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);
• грамоты;
• свидетельства;
• удостоверения;
• справки;
• сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:
• конкурсные работы;
• проекты развития библиотеки;
• тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
• сценарии различных массовых мероприятий;
• электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
• видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
• авторские образовательные программы и УМК к ним;
• печатные работы.
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.
Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.
Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).
Например:
А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.
Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.
В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов [6, 7, 8, 9].
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.
Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.
Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности (см. приложение 1).
Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.
В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков (см. приложения 2 и 3).
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень [3].
Тематический портфолио может включать:
• план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
• пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
• обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
• программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
• работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
• самоанализ проведённой работы;
• фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);
• отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия;
• подведение итогов, определение перспектив.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
У большинства библиотекарей, работающих в школе более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы.
Для чего я хочу создать портфолио?
В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.
Что я включу в портфолио?
Профессиональный портфолио рекомендуется делать за последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет. Только вам решать, какие разработки отобрать в портфель работ и какие отзывы и рецензии в портфель отзывов – самые лучшие или все, которые есть. Это ваш портфель достижений, и его содержание определяете только вы. Помните одно – нельзя объять необъятное.
Как будет организован портфолио?
Во-первых, что это будет – файловая папка с печатными материалами или электронный вариант? Или и то, и другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.; или по уровням: школьный, районный, муниципальный, региональный, федеральный.
В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).
Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?
Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для библиотеки, другой – самое важное – для администрации. Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и учебно-методическому отделу департамента образования. Самый лучший вариант представления – защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Возможно, вы сами найдёте или разработаете оптимальный вариант размещения ваших материалов в вашем портфеле достижений. Главное, чтобы он был логически выстроен.
Вот некоторые рекомендации и пожелания на эту тему.
• Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.
• Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.
• Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.
• В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.
• В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.
Конкурс журнала «Вестник учебной и детской литературы» «Мастер книги – 2006» подтолкнул некоторых библиотекарей к разработке собственных профессиональных портфолио. Далее представлен опыт работы по созданию портфолио заведующей библиотекой гимназии № 147 Ирины Иннокентьевны Платоновой. Чётко выстроенная структура, примеры документов и работ помогут вам в практической работе над собственным портфелем.
Портфолио документов
Дипломы
Уровень Год Наименование конкурса Результат Приложение
Областной 2003 «БиблиОбраз – 2003»
Номинация «Навигатор» III место 1

Грамоты
Уровень Год Формулировка грамоты Приложение
Муниципальный 2003 За успешную работу по оказанию практической помощи учреждениям образования 2
Школьный 2004 За высокий профессионализм, чуткое отношение к детям, творческий подход к порученному делу 3

Удостоверения о курсовой подготовке
Место проведения Год Часы Название курсов Приложение
Омский институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Управление образования г. Омска 2003 72 Проектирование развития школьных библиотек 7
Программа развития библиотеки «Формирование экологической культуры личности»

Справки о курсовой подготовке
Уровень Год Часы Название курсов Приложение
Муниципальный 2005 24 СУБД «МАРК–SQL» 10

Свидетельства
Уровень Год Наименование Приложение
Региональный 2003 Профессиональная подготовка по обновлённой программе Intel «Обучение для будущего» 15

Отзывы
Уровень Год Кто дал отзыв Приложение
Муниципальный 2006 Первый заместитель начальника управления образования, председатель экспертного совета 2
Школьный 2006 Директор гимназии № 147 3

Портфолио работ
Конкурсные работы
Уровень Год Конкурс Тема Результат Приложение
Областной 2003 «БиблиОбраз–2003»
Номинация «Навигатор» Профориентационная работа как одно из направлений деятельности библиотеки гимназии № 147 III место Текст – прил. 1.
Презентация прилагается на диске

Проекты, программы развития
Уровень Год Тема Приложение
Школьный 2003 Формирование экологической культуры личности Работа, презентации прилагаются на диске

Выступления на семинарах, методических объединениях
Уровень Год Тема Форма
представления Где представлена работа Приложение
Муниципальный 2006 Формирование экологической культуры личности Отчет по реализации программы.
Презентация Семинар для библиотечных работников 5
На диске
Окружной 2003 Обеспечение содержания образования через создание медиаресурсов в библиотеке Доклад по теме.
Презентация МО библиотекарей ЛАО г. Омска 6
На диске

Публикации
Уровень Год Название публикации Заглавие сборника Место издания Приложение
Региональный 2003 Среда обитания Применение современных информационных технологий в образовании Омск 9

Сценарии
Форма работы Тема Класс Приложение
Литературно-музыкальная композиция Поклонимся великим тем годам 5 12
Текст и диск
Мультимедийный библиотечный урок История книги 5 13
Текст и диск

В течение последних трех лет большинство материалов формируется уже в компьютерном варианте. Нужно только создать электронные папки и систематизировать имеющиеся архивы. Самая простая структура электронного портфолио представлена на схеме. В процессе работы вы сами найдете наиболее приемлемый для себя вариант

Просмотров: 18217 | Добавил: biblio | Рейтинг: 3.7/12
Всего комментариев: 5
5 amattimastads  
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

4 amattimastads  
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

3 irina147  
Ссылка на электронное портфолио И.И. Платоновой(c приложениями)
http://wiki.omskedu.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D 0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0

2 Лия  
К сожалению, не смогла просмотреть приложения. Особо интересуюсь рецензией

1 Лия  
Спасибо огромное! Действительно ценная информация

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья

Copyright MyCorp © 2019 Сайт управляется системой uCoz